Метод электронного обучения продолжает отвоевывать свое место под солнца у традиционных форм обучения. Дело не только в моде на цифровизацию, особенно после ковидных ограничений, но и в очевидных преимуществах дистанционного образования в его электронной форме, включая доступность, вариативность и нацеленность на достижение индивидуальных целей. В то же время традиционное обучение еще продолжает доминировать за счет своей понятности и авторитетности в общественном мнении. Так что цель данной статьи — не только и не столько показать несомненные преимущества электронного обучения, в частности платформы Moodle, и даже не только и не столько дать инструкции по настройке курса в рамках это платформы, но в первую очередь — раскрыть логику прохождения обучения, реализованной посредством LMS Moodle.
Что такое платформа Moodle?
В настоящее время дистанционное обучение является одним из наиболее динамично развивающихся направлений, связанных с образованием. Одной из форм дистанционного обучения является электронное обучение, в области которого можно выделить обучение с использованием веб-сайтов, так называемое электронное обучение. образовательные платформы. Самая популярная и постоянно развивающаяся платформа — Moodle.
MOODLE — сокращенно: Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment— это приложение, позволяющее создавать и управлятьинтернет-курсами (онлайн- курсами).
Платформа Moodle представляет собой онлайн-среду дистанционного обучения, доступную в веб-браузерах. Он позволяет создавать и администрировать онлайн-курсы, таким образом управляя всем процессом дистанционного обучения. Это проект развития, направленный на поддержку его дидактического и методологического аспекта образования. В настоящее время он используется более чем в 215 странах мира. Число пользователей и сторонников этой платформы неуклонно растет уже много лет.
Возможности платформы Moodle:
- Программное обеспечение с открытым исходным кодом — это означает, что оно доступно бесплатно по общедоступной лицензии GPL. Каждый имеет доступ к полному исходному коду и может вносить в него необходимые изменения,
- доступен в веб-браузерах, не требует установки какого-либо программного обеспечения на компьютер пользователя. Требуется только доступ в Интернет,
- простота использования для пользователей (особенно для студентов) — требуются базовые навыки использования веб-браузера,
- модульная структура — разделение на разделы позволяет упорядоченно и легко создавать курсы и добавлять к ним контент,
Инициатором проекта создания и развития платформы Moodle является австралиец Мартин Догиамас, который соединил навыки информатики со знанием процессов обучения (он защитил кандидатскую диссертацию в области образования) и до сих пор возглавляет весь проект платформы.
Онлайн-курсы по графике
Первая версия платформы Moodle была опубликована в 2002 году и постоянно развивается благодаря сотрудничеству многих энтузиастов концепции электронного обучения. Следует подчеркнуть, что в разработке платформы участвует множество программистов, методистов дистанционного обучения и специалистов по электронному обучению со всего мира. Они вносят основной вклад в разработку платформы Moodle. Создатели программы руководствовались принципом, что она должна быть легкой, дружественной, даже интуитивно понятной в использовании. Это предположение сбылось, что подтверждают все пользователи системы: не только участники курсов, но и администраторы, авторы курсов и преподаватели, работающие на платформе.
Сегодня Moodle — это уже не отдельная программа, а набор связанных инструментов. Платформа представляет собой гибкое решение, позволяющее проводить занятия как индивидуально, так и для тысяч учеников.
Установка Платформы Moodle
Платформа электронного обучения Moodle может быть запущена и установлена на сервере в Интернете или на локальном сервере, созданном на компьютере. Установочные файлы Moodle можно загрузить с https://download.moodle.org/, а описание установки системы доступно по адресу https://docs.moodle.org/37/en/Main_page.
Во время установки программного обеспечения создается учетная запись системного администратора, которая имеет самые широкие права, таким образом контролируя всю работу веб-сайта, в том числе создает категории курсов, последующие курсы внутри данной категории и назначает им учителей (пользователей с узкими правами). Администратор управляет курсами (может их создавать, настраивать и удалять). Он также имеет право настраивать и изменять системные учетные записи пользователей (например, студентов) и определять метод их аутентификации. Администратор также несет ответственность за выполнение задач периодического обслуживания, необходимых для правильной работы системы в течение длительного периода времени.
Платформа Moodle: структура
Основной единицей платформы Moodle является курс. Каждое мероприятие (например, семинар, лекция, экзамен), разработанное в форме электронного обучения на платформе, требует создания курса.
Платформа Moodle поддерживает три формата курсов:
- недельный формат — курс разделен на модули, соответствующие неделям,
- тематический формат — курс состоит из модулей, называемых темами,
- социальный формат — использование дискуссионного форума.
Создатель курса может создавать различные компоненты в рамках каждого модуля (недели или темы). Эти компоненты можно разделить на так называемые ресурсы (статический учебный контент) и виды деятельности (действующие единицы).
Ресурсы для электронного обучения — тип единицы содержания курса — составляют его основное содержание. Ресурсом может быть, как учебный материал, прикрепленный в виде заранее подготовленного файла (например, PDF-документ, мультимедийная презентация, видеофайл, HTML-документ), так и текстовый блок, вставленный как содержимое страницы, этикетки или книги.
Электронные учебные мероприятия – это элементы содержания курса, характеризующиеся определенной интерактивностью. Компоненты курса, которые позволяют преподавателю совершать определенные действия со стороны слушателя, к ним относятся, например, опрос, чат, форум, тест, задания.
Все эти элементы, из которых построены курсы, можно разделить на:
• синхронные – общение, требующее одновременного контакта преподавателя и слушателя (участники принимают участие в дидактическом процессе одновременно).
• асинхронный – общение без одновременного контакта преподавателя и слушателя (участники не обязательно должны находиться в одном и том же месте и времени во время обучения).
Таким образом, число компонентов, которые можно использовать, значительно. Умелое использование автором курса инструментов, предлагаемых средой Moodle, может способствовать существенному стимулированию процессов обучения и развитию мотивации к обучению в рамках виртуального сообщества. Качество разработанного курса зависит от знаний, педагогического мастерства, а также интуиции и творчества автора и лица, проводящего курс. От него зависит окончательная форма курса.
Резюме
Многолетний опыт, накопленный образовательными учреждениями в области обучения с использованием платформы Moodle, можно резюмировать следующим образом:
- студенты охотно пользуются платформой Moodle, хотя особенности образования с использованием электронных платформ более эффективна на поздних этапахобучения и требует от ее пользователей гораздо большей мотивации и осознанной самодисциплины;
- подготовка качественного контента электронного обучения – задача не из легких – требует много времени, полной самоотдачи от преподавателей и постоянного внесения необходимых обновлений;
- расширяется предложение университетов по обучению для малых и средних предприятий — в виде курсов, адресованных учреждениям (так называемое обучение на предприятии) и частным лицам (работникам этого сектора);
- создается общая виртуальная библиотека ресурсов, в которой собраны модули электронного обучения, созданные в рамках уже накопленного опыта.
Метод электронного обучения связан с культурным развитием, это изменение образа мышления об обучении. Это большой вызов для образовательных учреждений — в финансовом, организационном и человеческом плане. Темпы и масштабы распространения этого метода зависят от степени цифровизации образования, но возможно спрогнозировать, что со временем он начнет доминировать над традиционными формами обучения. Прогнозы мирового рынка электронного обучения оптимистичны: среднегодовой рост составляет 15-30 процентов.
Использование современных технологий в образовании в более широкой степени повышает конкурентоспособность вузов и привлекательность предложения на рынке образовательных услуг. Кроме того, деятельность, направленная на распространение электронного обучения, соответствует мировым тенденциям перехода от традиционных форм передачи знаний к активному участию обучающихся в образовательных процессах, у индивидуализации траекторий обучения.